Морской собор является уникальным храмом – памятником истории Российского флота. Здесь были памятные доски с именами всех моряков, погибших во славу Родины и постоянно поминавшихся в этом храме. В ризнице-музее собирались реликвии, связанные с историей кораблей, флотских экипажей, свидетельства подвигов моряков. Это единственный в России храм, который каждый моряк мог по праву считать своим. Морской собор был главным центром воспитания патриотизма. В основе патриотизма лежат принципы не материального, а духовного порядка. По словам философа Владимира Соловьева «боевой дух – готовность каждого солдата бить врагов и самому быть убитому, для чего непременно нужна полная уверенность в том, что война есть дело святое». Языком образов и христианских символов Морской собор провозглашал идею возведения воинского служения в ранг духовного подвига, подчеркивая неразрывность его с нравственной чистотой. Идея освещения патриотизма выражалась в поименном поминовении умерших воинов и установки в пространстве храма – образа Царства Божия – памятных досок с их именами и указанием на обстоятельства гибели.
Участие в общих панихидах по героям, проходившее в окружении памятных текстов и военных реликвий формировало историческое сознание и чувство гордости за славное прошлое своей родины, ощущение личной причастности к героической военной истории Отечества.
Инициатором строительства стал командир Кронштадтского порта вице-адмирал Н.И. Казнаков. В марте 1897 г. Начался сбор пожертвований. Здание построено в 1902-1913 гг. арх. В.Косяковым. Главный престол освящен во имя Св.Николая Чудотворца, боковые – во имя Свв.Апостолов Петра и Павла и Св.Иоанна Рыльского. Собор закрыт 14 октября 1929 г. По решению Президиума Леноблисполкома от 5 июля, утвержденному ВЦИК 2 октября. В 1930-е гг. здание Дом офицеров.
Собор высотой около 70 метров служит важной градостроительной доминантой, организующей пространственно-планировочную структуру Кронштадта. Главный купол собора виден со всех точек Невского фарватера. Собор вместе с прилегающим сквером представляет цельный архитектурно-художественный ансамбль, подчиняющий себе все огромное пространство Якорной площади, устроенной одновременно с завершением строительства собора.
Интерьеры собора имеют огромную художественную ценность. Роспись на внутренних сводах на хорах и алтаре храма исполнена художником М.М. Васильевым. Иконостас в византийском стиле, из белого ажурной резьбы мрамора с мозаичными вставками выполнен скульптором Н.А. Поповым по проекту В.А. Косякова.
На первом этаже по всему периметру храма помещены 130 черных досок, с высеченными золотыми буквами на них именами около тысячи погибших моряков (без различия вероисповедания), с 1695 по 1910 годы.
Тексты включали имена, звания, дату и обстоятельства гибели. Для хранилища реликвий, связанных с историей флота, в галереях второго этажа были отведены обширные помещения.
История Морского собора связана с именами многих выдающихся людей России, он был свидетелем важных исторических событий.
В его строительстве и освящении принимали участие лично Император Николай II, видные деятели Российского флота выдающийся флотоводец адмирал С.О. Макаров, адмиралы В.П. Верховский, А.К. Сидеснер, М.Г. Веселаго, вице-адмиралы князь П.П. Ухтомский, А.А. Бирилев, К.П. Никонов, морской министр И.К. Григорович и многие другие. Закладку храма совершил выдающийся подвижник Русской Церкви святой Иоанн Кронштадтский, в освящении принимал участие новомученик о.Алексий Ставровский. В 1918-1919 гг. настоятелем был новомученик Венедикт Плотников, с 1920 г. епископ Кронштадтский, расстрелянный в Ленинграде осенью 1937 года. При нем, 2 июня 1918 года в соборе служил молебен приезжавших в Кронштадт Святейший патриарх Московский и всея России Тихон. В 1920-м здесь служил митрополит Петроградский святой Вениамин, расстрелянный в 1922-м.
Морской собор является памятником архитектуры федерального значения на основании Указа Президента РФ №176 от 20.02.1995 г.
До 1918 года здание собора принадлежало Морскому министерству и находилось в ведении Протопресвитера военного и морского духовенства. В настоящее время здание состоит на балансовом учете1999 Отделения Морской инженерной службы и находится на пользовании Кронштадтского Дома офицеров. В северной галерее 2-го яруса располагается филиал военно-морского музея экспозиция «Кронштадтская крепость».
В 1953-1954 гг. в здании проведены работы по реконструкции и приспособлению здания для зрительного зала гарнизонного военно-морского клуба. При этом был устроен подвесной потолок, разрушен иконостас и нарушена объемно-пространственная композиция внутреннего пространства.
Кронштадтский Морской собор с его славной историей и традицией должен вновь стать главным храмом всего русского флота, центром нового института флотского духовенства и возрождения старинной традиции поминовения павших воинов.
И тогда исполнятся слова Св. Иоанна Кронштадтского: «Да созиждется достойный дом Божий для морских чинов в Кронштадте, хотя не спешно, но прочно и достойно славного флота. Да проистечет из него благословение Вседержителю на все воинство морское».
Морской собор должен стать не только действующей церковью, но и храмом-памятником, в котором бы работал мемориальный центр и музей, собиравший исторические сведения, документы, реликвии, связанные с героями и выдающимися деятелями российского флота, координирующий действия всех тех, кто сейчас ведет поиск имен моряков-героев, создает книги памяти. Он должен быть открыт для всех, чтобы каждый мог получить здесь сведения о своих близких, служивших флоту, и знать, что имена их не забыты. Церковный музей должен знакомить нас не только с событиями, но, в первую очередь, с людьми, своей доблестной и благородной жизнью составившими славу Российского флота.
Работа по возрождению Морского собора как храма-памятника всероссийского значения уже началась: создан Проект воссоздания памятных досок с именами моряков, погибших за Родину, найдены разбросанные по архивам фамилии. Подготовлена подробная историческая документация для реставрации здания и научное обоснование концепции новой жизни собора.
Историческая память – это не просто безликое и безымянное перечисление событий, а и память о людях, их именах и подвигах, людях, чьи жизни и судьбы были отданы «за други своя», за нас. Именно такую задачу – поминовение конкретных людей – должен был решить церковный музей и сам храм памятник, в котором ежедневно проносится искупительная жертва за всех живущих и ушедших, где нет времен, где связаны воедино прошлое, настоящее и будущее.